с.ПОДРЕЛЬЕ |
с. Подрелье. Введенская церковь. Располагалось на правом крутом берегу р. Вятки на расстоянии 40 верст от губернского центра. Село нежилое. Здание церкви находится в руинированном состоянии. В письменных источниках первое упоминание относится к 1629 году. В писцовой книге подъячего Доможирова в числе деревень и починков Орловского уезда значится холодная Николаевская церковь на Подрелье. Сведений по ранней истории села почти не сохранилось. В 1764 году причт обратился к епархиальному начальству с прошением о необходимости строить вместо ветхой деревянной каменную церковь. В 1776 году работы были завершены. С увеличением численности и благосостояния прихожан внешнее обличье храма, внутреннее убранство постоянно менялись. В селе располагалось волостное правление, дом фельдшера, три школы: церковно-приходская, земские - мужская и женская. В 1874 году в Подрелье проживало 36 жителей в 8 деревянных домах, учащихся в мужской земской школе – 83 мальчика, в женской – 14 девочек. Главным занятием прихожан было земледелие. По свидетельствам современников малоземелье заставляло большую половину мужского населения удаляется из дома на заработки в разные места и города. Летом многие из подрельских прихожан служили на пароходах, занимая разные должности от командира до кочегара. На зиму отправлялись в Сибирь. Часть из них была вынуждена проживать в Екатеринбурге, занимаясь извозным промыслом. Зимой женщины окрестных селений в большом количестве плели сети. К 1915 году приход состоял из 1284 дворов. В них проживало 10560 прихожан. Из них православных 5140 душ мужского пола, 5420 – женского. На протяжении полутора столетий село Подрелье оставалось одним из крупнейших центров раскола на вятской земле. Вопреки активной пастырской деятельности подрельского духовенства численность крестьян-старообрядцев продолжала постоянно увеличиваться. К началу Первой Мировой войны всего раскольников проживало 2320 душ (1157 м. п., 1163 ж. п.). В числе сторонников старой веры были и представители купеческого сословия. В 1,5 верстах от села в 1906 г. при активном участии вятского купца-старообрядца Д.Ф. Зонова была устроена старообрядческая молельня со старообрядческой школой. Часовни. Ярмарки. |