с.ПОДРЕЛЬЕ
О строительстве церкви в с. Подрельском (1770г.)

Ведомость о ярмарках в уезде 1867 г
с. Подрелье. Введенская церковь.

Располагалось на правом крутом берегу р. Вятки на расстоянии 40 верст от губернского центра. Село нежилое. Здание церкви находится в руинированном состоянии.
В письменных источниках первое упоминание относится к 1629 году. В писцовой книге подъячего Доможирова в числе деревень и починков Орловского уезда значится холодная Николаевская церковь на Подрелье. Сведений по ранней истории села почти не сохранилось.
В 1764 году причт обратился к епархиальному начальству с прошением о необходимости строить вместо ветхой деревянной каменную церковь. В 1776 году работы были завершены. С увеличением численности и благосостояния прихожан внешнее обличье храма, внутреннее убранство постоянно менялись.
В селе располагалось волостное правление, дом фельдшера, три школы: церковно-приходская, земские - мужская и женская. В 1874 году в Подрелье проживало 36 жителей в 8 деревянных домах, учащихся в мужской земской школе – 83 мальчика, в женской – 14 девочек.
Главным занятием прихожан было земледелие. По свидетельствам современников малоземелье заставляло большую половину мужского населения удаляется из дома на заработки в разные места и города. Летом многие из подрельских прихожан служили на пароходах, занимая разные должности от командира до кочегара. На зиму отправлялись в Сибирь. Часть из них была вынуждена проживать в Екатеринбурге, занимаясь извозным промыслом. Зимой женщины окрестных селений в большом количестве плели сети.
К 1915 году приход состоял из 1284 дворов. В них проживало 10560 прихожан. Из них православных 5140 душ мужского пола, 5420 – женского.
На протяжении полутора столетий село Подрелье оставалось одним из крупнейших центров раскола на вятской земле. Вопреки активной пастырской деятельности подрельского духовенства численность крестьян-старообрядцев продолжала постоянно увеличиваться. К началу Первой Мировой войны всего раскольников проживало 2320 душ (1157 м. п., 1163 ж. п.). В числе сторонников старой веры были и представители купеческого сословия. В 1,5 верстах от села в 1906 г. при активном участии вятского купца-старообрядца Д.Ф. Зонова была устроена старообрядческая молельня со старообрядческой школой.

Часовни.
  • 1. В д. Цепелевской. Время и повод сооружения неизвестны. В клировых ведомостях сохранилось упоминание, что в последний раз была «поновлена» в 1830 году. Зданием деревянная, длиной 2 сажени, шириной 1,5 сажени. Украшений в часовне, кроме иконы Николая Чудотворца не имелось. Праздники и очень значительное собрание народа – 9 мая.
  • 2. В д. Саламатовской. Время и повод сооружения неизвестны. Зданием деревянная, длиной 3 сажени, шириной 2 сажени. Украшений в часовне, кроме иконы Покрова Пресвятой Богородицы не имелось. Праздники – 1 октября.

  • Ярмарки.
  • Во второй половине XIX века ежегодно проводилось пять ярмарок: 1 января, в 10-ый четверг после Пасхи, 29 июня, во второе воскресенье после 8 сентября, 21 ноября. Торговля производилась красным товаром, шерстяными материалами, по праздникам – в 7 балаганах. Средний оборот составлял примерно 3 тысячи рублей, в воскресные дни тем же товаром торговали в 2 постоянных балаганах, с привозом товаров на сумму до 400 рублей. На нужды местного населения неподалеку от села работало 2 питейных заведения.
  •  

    Защитный код
    Обновить

    "Сафари" © 2009 - 2018 minelabgame.ru .  | MDREGION    
    Яндекс.Метрика