СПАС НА БОЛОТЕ
1817 г. описание болтской

1817 г.таблица по уезду

1848 г. описание часовни

1817 г.описание болотской

1817 г. Сведения о болтской ярманке, собранные орловским земским исправником

Часовня «У Спаса на болоте».

Орловская Болотная часовня была воздвигнута в XVII веке на месте обретения иконы – нерукотворного образа Спасителя. Точно датировать эти события не представляется возможным. Известно только то, что по всей вятской земле разнеслась весть о ее чудесном появлении. Архиепископ Иона распорядился перенести святыню во вновь устраиваемый в г. Орлове мужской монастырь.

В монастырской летописи сохранились следующее упоминание:

«При державе государей, царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей при патриархе Московском Андриане, Преосвященный Иона архиепископ Вятский и Великопермский, имевший великую ревность украшать свою епархию церковным благолепием и благоустроением монастырей, узнал, что близ города Орлова при дороге в лесу среди болота на пустом месте под сосновым деревом находится, с давнего времени устроенная часовня, в которой имеется бесценное сокровище, нерукотворный образ Спасителя, прославившийся чудным своим явлением на той сосне, под которой стоит эта часовня. Архипастырь удостоверился, что православные христиане с великой верой притекают в каждое лето к сему чудотворному образу, и многие недужные получают в молитвах перед сею иконой скорое исцеление от различных болезней. И так ревнуя о славе Божьей, Святитель начал помышлять о том, чтобы устроить где-либо обитель в честь чудотворного образа. В это самое время явился к архипастырю казначей Вятского Трифонова монастыря старец именем Илья и, изъявляя пламенное свое желание, испрашивал благословения на устроение обители в честь сего чудного образа. Ревностный архипастырь не умедлил преподать благословение на сие святое дело, вручив старцу грамоту, отпустил его искать удобного места для построения обители… Старец с архипастырской грамотой поспешил прибыть в г. Орлов, предъявил оную грамоту духовенству и гражданам, и нашел в них усердие и готовность споспешествовать созиданию обители. Граждане с общего согласия указали старцу приличное для построения монастыря место близ реки Вятки… Казалось, при недостатке средств нельзя было ожидать быстрого успеха, но желание граждан, скорее видеть при своем городе святую обитель, и ближе к себе иметь чудотворный образ Спасителя, было так велико, что едва только старец успел заготовить потребные материалы на одно основание церкви, граждане убедили его осенью отправиться в город Вятку, испросить от архипастыря грамоту на построение храма и перенесение в оный из Спасо-болотной часовни чудотворного образа. Архипастрь споспешествуя сему пламенному усердию предложил старцу, перенести на место вновь основанного монастыря деревянную церковь Архангела Михаила, находившуюся в городе и оставленную без священнослужителя за излишеством; и дал ему две грамоты, одну на перенесение чудотворного образа Спасителя из часовни на болоте в г. Орлов. В то же время архипастырь дал повеление совершить перенесение упомянутой иконы духовенству в сопровождении граждан с торжественным крестным ходом, и поставив оную икону в святые обители на вечные времена, а в память явления оной на болоте перенесения оттуда в городе совершать с ней крестный ход каждогодно в определенное время… Таким образом, возникшая в 1694 году в городе Орлове смиренная обитель, ровно через год после первого своего основания огласилась торжественным совершением божественной службы по освящении храма в 14 день сентября 1695 года…» «…Усердные орловские граждане и по перенесении чудотворной иконы в город при основании монастыря, не оставили без внимания места явления ее. Постоянно поддерживали древнее ее святилище, и по мере возраставшего усердия распространили здание часовни, поставив основание восточной стороны на пне того самого дерева, которое ознаменовано было чудным явлением иконы. Впрочем, при сей перестройке сохранен древний ее вид ….»

По завещанию в 1695 году Преосвященного Ионы, стал совершается туда из монастыря торжественный крестный ход с чудотворным образом Спасителя дважды в год, а именно в 5 неделю по Пасхе, и в 16 день августа. Стечением богомольцев из города и окрестных селений было весьма многочисленно. Специально по этому случаю организовывалась крупная ярмарка:

«На площади где торгуются купцы шелковыми, бумажными и полотняными товарами, лавок никаких не имеется, кроме построенных до 20 балаганов. Балаганы сии занимают пространства 100 сажен, около их остается площади по дороге для народного стечения свободного места на четверть версты. Вблизи строения никакого нет. Торгующие мелочными товарами помещаются на время ярманки во временных балаганах, с истечением дня на ночь остаются тут же, а которые окончат продажу – разъезжаются по домам».

 

Защитный код
Обновить

"Сафари" © 2009 - 2019 minelabgame.ru .  | MDREGION    
Яндекс.Метрика